Как правило, в университете не часто говорят об академическом письме, и многие студенты даже до самого выпуска не знают, что это такое. А если и где-то слышат, то думают, что это конкретное письмо какому-то адресату с неизвестным содержанием и смыслом. И будем честными, когда только поступили в ВУЗ, мы думали также. Но с тех пор прошло много времени и мы готовы поделиться с вами мудростью, объяснив, что это такое, зачем этот стиль написания нужен каждому студенту и конечно же расскажем основные правила создания успешного текста.
Содержание
Академическое письмо и научный стиль – две стороны одной медали
10 главных принципов академического письма
Правила создания академического письма на примере разных работ
Итог
Первая мысль, которая логично посещает голову при упоминании «академического письма», это бумажный конверт с сообщением, который нужно куда-то отправить. Пусть по «Почте России» или в электронном варианте, это не суть важно. И так бы действительно решил любой здравомыслящий человек. Но на самом деле всё куда сложнее. Это не какая-то научная работа, которую отправляют на проверку, а стиль изложения письма. Вы наверняка помните ещё со школьных времён стили:
Кстати о научном стиле. Вы знаете, что для того же написания дипломной работы используется именно этот вариант изложения. И, следовательно, вопрос, а чем он принципиально отличается от академического письма? Скажем по секрету: для рядового студента нет никакой принципиальной разницы. Как говорится, «как … не назови, он от этого лучше не станет». Но всё же разница есть.
Коротко о научном стиле. Он используется в огромном количестве технических работ, в учебниках и в профессорских работах, где строгий стиль изложения. То есть в таких произведениях используют узкоспециализированные термины без оглядки на подготовку читателя. Условно говоря, если вы откроете пособие по эксплуатации доменных печей, то без должной подготовки ничего не поймёте. Аналогичное работает и с учебниками по физике, высшей математике, химии и далее. Это не научпоп, а литература «для своих».
Академическое же письмо вы используете при написании научных работ. Вы также будете употреблять сложные научные термины, но поскольку вы – обычный студент, а не профессор, то вы так или иначе всё равно будете использовать упрощённые конструкции. И более того, вы всё совершенно верно делаете. Почему? А на этот вопрос мы ответим далее, рассмотрев характеристики.
Академическое письмо, как и любой другой стиль, требует соблюдения стандартов и правил. Стоит от них немного отойти и это уже получается всё что угодно, только не студенческая работа. Разберём подробнее на примерах все тонкости.
Все мы при создании студенческих работ любим грешить одной и той же проблемой – вода, тошнота и заспамленность. Если очень кратко, то мы добавляем ненужной ерунды, чтобы добить необходимый объем текста и откровенно схалтурить. Разумеется, так делать нельзя, но на то мы и обычные студенты.
Как бы выглядел текст с водой: «Таким образом, исходя из всего вышесказанного, можно подвести итоги и сделать вывод о том, что данная проблема является актуальной и злободневной, поскольку…»
И как бы это выглядело в адекватном и точном варианте: «Таким образом…»
Мы не призываем не использовать воду вообще, это не реально. Но всё же отдавайте себе отчёт в том, когда это уместно, а когда нет. Например, если вы готовите статью для публикации в сборник, то объём и так сильно ограничен и можно сдержать себя от ненужного. Что же касается непредвзятости, то вода зачастую наливается, когда студент сильно хочет высказать своё мнение и поспорить с устоявшейся точкой зрения. Это всё легально и даже необходимо, просто мысли нужно доносить аргументированно и точно, а не распыляясь на ненужное.
У любого текста есть структура. Вы удивитесь, но даже у анекдотов она есть. Ведь есть начало, середина и конец. Иначе говоря – введение, основная часть и выводы. Ваш текст должен быть логичным и последовательным. Нельзя сказать А, не доказать это и прийти к выводу Б, словно ничего и не бывало.
Как выглядит вывод без логики: «Мама пришла с работы и легла спать. Она меня точно не любит».
Как это можно обосновать разумно: «Мама пришла с работы. Она очень устала и легла спать. Мне жаль, что мы не смогли провести время вместе, но она действительно много трудится ради меня».
Переводя пример в академическую плоскость, то нельзя сказать: «Я считаю мнение Р.Д. Сидорова категорически неверным». И на этом мысль обрывается. А вот сформулировать фразу как: «Позицию Р.Д. Сидорова мы считаем неверной, поскольку существует исследование Г.Х. Рязанова, в котором было доказано, что…» вполне можно.
И конечно же мы апеллируем только к голым фактам, а не к фантастике, астрологии, гаданиям и человечкам с планеты Нибиру.
Для делового стиля характерны конструкции, которые могли бы показать весь ваш профессионализм. Предположим, когда вам что-то не нравится или вы считаете точку зрения оппонента неверной, то вы можете сказать что-то вроде: «Да ты вообще дурачок совсем, твоё мнение – полная лажа и в твоей головушке не хватает ума». И это ещё мягко сказано. В академическом письме сделать подобное мы не можем. Поэтому собираем волю в кулак и развиваем речевой аппарат: «Мы считаем, что Г.Д. Сидров апеллирует к неактуальной и устаревшей точке зрения. Исследователь Р.З. Жимолов в 2024 году привёл неопровержимые доказательства в работе «…», которые хоть и основываются на работах Г.Д. Сидорова, но подводят к совершенно новому выводу…». Главное апеллировать к действительно серьёзному и авторитетному источнику. Нельзя опровергнуть факты сделав сноску на малоизвестный сайт ноунейм автора 1999 года создания.
Подробнее о том, как правильно делать цитирования и самоцитирования можете прочитать на нашем сайте.
Оригинальный контент очень важен абсолютно для любого проекта, будь то логотип для маленькой компании с аудиторией в полторы калеки или для курсовой работы. Вы же наверняка знаете, что каждую научную работу оценивают на уникальность текста, чтобы выявить, а точно ли студент сам писал работу. И как вы понимаете, многие в погоне за актуальным контентом перебарщивают с лексикой и порой могут свернуть на дорожку неуместных выражений. Допустим: «типа, ну короче, в итоге, прикольно, круто и др.» В этих словах нет ничего плохого и если они использованы уместно, то это очень даже хорошо. Например, вы пишете научную статью про молодёжный сленг, как же обойтись без «чума, кул, круть» и других птичьих чириканьях. Но научитесь подбирать общепринятые синонимы:
И вместе с тем не забывайте о доступности. Научный стиль характеризуется обилием узконаправленных терминов, которые непонятны рядовому читателю. Но академическое письмо же старается упростить информацию с объяснением сложного простыми словами.
И конечно же любой стиль, академический особенно, характеризуется отсутствием грамматических, стилистических, орфографических и логических ошибок. Хотя бы в видных местах. Понятное дело, что когда пишешь исследование самостоятельно, то можешь немного наломать дров. И это даже уместно, ведь показывает, что вы делали всё самостоятельно. Но недочётов и помарок должно быть минимальное количество, а не на самом видном месте.
Обобщая нюансы использования академического стиля, рассмотрим вместе с вами, как использовать его в разных научных работах от маленького доклада до дипломной работы.
Напомним вам, что доклад – это небольшой материал для практического занятия. Он имеет скромный объём в 2-3 страницы и включается введение, основную часть и заключение. Зачастую исследование пишется на тривиальную и не шибко актуальную тему. И нужен строго говоря для того, чтобы выступить на семинаре и получить оценку. Но это не значит, что нужно забить на это дело всем известный предмет. Ведь для академического письма придётся:
И самое главное отличие от других работ в том, что доклад вы читаете перед аудиторией. Вам будут задавать вопросы на основе того, как хорошо вы зачтёте материал. А это значит, что нужно будет правильно проставить ударения, убрать лишние нагромождения, сократить предложения. Советуем заранее выступление прорепетировать, как бы лень не было. А здесь оставим ссылочку о том, как сделать доклад для практического занятия.
Эссе несколько нестандартная работа в плане академических исследований. Во-первых, оно пишется на свободную, а зачастую креативную тему. Делается это для выявления точки зрения студента по какому-либо вопросу. Например, такие темы стали бы отличным поводом для эссе:
Порой темы немного уходят в сторону креатива и творчества:
И вместе с тем важно учитывать, что несмотря на креативность и явную свободу воли в выражении мыслей, это не значит, что нужно скатиться до бульварного рассказа на стеночке в ВКонтакте. Помните о правилах академического эссе:
Эссе хоть и работа ориентированная на чувства и эмоции, но ваша позиция должна быть определённо точной и уверенной. Даже если вас просят высказать точку зрения о какой-либо спорной личности, вы не должны опускаться до «он – дурачок». Вы обязаны аргументировать позицию.
Как написать эссе вы узнаете по ссылке.
Начиная с реферата академическое письмо начинает набирать обороты и приобретать проблемы. Появляется куда более серьёзная структура от титульного листа до введения. Это как минимум значит, что оформление должно быть выполнено по всем стандартам ГОСТ. И кроме того во введении обязаны находиться актуальность, цель и задачи. Главы должно быть минимум две на основе теории и практики. А список литературы содержать хотя бы 5-10 наименований. О других тонкостях создания реферата вы можете прочитать здесь. Мы же обозначим главные из них:
Реферат немного похож на доклад и его часто также приходится защищать. Или хотя бы выступать с ним на семинаре. Но он имеет более чёткую структуру и научную ценность.
Научная статья вносит новые коррективы в оформление работ. Вместо большого файла с отдельными страницами на титульный лист, оглавление и введение, здесь идущие друг за другом пункты:
И вишенка на торте. Здесь появляется такой важный параметр, как проверка уникальности исследования. Изредка рефераты тоже проверяют на плагиат, но всё же не так часто, как научные статьи. А их анализируют даже в бесплатных сборниках, чтобы допустить к публикации самые интересные работы. Не даром студенты месяцами готовятся к научной конференции.
Ко всем проблемам выше курсовая добавляет новые правила. Структурно она похожа на реферат. То есть в стандартном исследовании всё те же титульный лист, оглавление и далее по списку. Расширятся объём (от 30 страниц) и приобретается практический характер исследования. Объясним проще. Например, в реферате могла быть актуальная тема. Пусть она звучит как «Опасность развития нейросетей». Действительно востребованный вопрос. Для достижения цели студенты анализирует проблемы и обсуждает их с аудиторией. Но в курсовой появляется такое звено как практика. Недостаточно просто обозреть возможные риски и угрозы, после чего махнуть рукой. Вы должны, а точнее обязаны, дать рекомендации для устранения проблемы. И тема уже будет звучать, как «развитие нейросетей – возможные риски использования умных технологий и методы ограничения».
Правила академического письма в курсовой будут выглядеть следующим образом:
Успешность курсовой работы зависит исключительно от того, насколько актуальный вопрос был выбран и как качественно сделан рерайт текста.
И вот мы на финишной прямой. Выпускная квалификационная работа пишется на последнем курсе и служит компиляцией всех ваших навыков. Если вы научились писать рефераты, отвечали с докладами, отстаивали точку зрения в эссе, выступали на конференциях, сдавали курсовые, то вы точно готовы к ВКР.
Структурно диплом похож на курсовую работу с небольшими улучшениями:
И это лишь верхушка Айсберга. Давайте перечислим ещё новые дополнения:
И при всём при этом вы должны соблюдать правила, упомянутые ранее, как те же актуальность, логичность, отсутствие ошибок, оформление по ГОСТ и другие. И разумеется в конце вас ждёт выступление перед комиссией. Мы сделали для вас подборку с 10 рекомендациями для успешной защиты ВКР. Научные статьи, рефераты и эссе должны были подготовить вас к последнему бою.
Итог
Таким образом, академическое письмо – это не приятное текстовое сообщение адресату, а соблюдение стандартов ГОСТ вместе с приобретённым навыком научного стиля изложения мысли. Учёба в университете помогает образовательной системе подготовить профессиональные кадры, которые могли бы дальше двигать российскую науку вперёд. Пусть и не многие свяжут жизнь с академическими достижениями, но кто-то этой идеей проникнется. И без понимания академического письма невозможно будет писать магистерские и аспирантские дипломы, защищать докторскую и готовить статьи ВАК.
Автор статьи: А.Р. Акуличева, магистр по направлению «журналистика», УУНиТ.
Люди по совершенно разным причинам задумываются о том, как убрать плагиат из текста. Для кого-то это является решающим фактором для получения хорошей оценки. Другому такое решение просто необходимо для получения заработка. В любом случае приходится искать действенные способы повышения уникальности. В нашей статье мы поделимся лучшими техниками избавления от плагиата. Вы узнаете, как […]
В определенный момент всем приходится искать решение, как влиться в коллектив. В детском возрасте – в детсаду или в школе стать частью коллектива намного проще, это происходит более естественно. А будучи взрослым, бывает довольно сложно завести друзей, наладить контакты, стать частью компании и чувствовать себя комфортно. Для того чтобы вы могли справиться с подобными […]
Каждому студенту рано или поздно может понадобиться информация, как пройти Антиплагиат ВУЗ. Именно этот сервис использует большинство университетов, чтобы проверять студенческие работы на плагиат. Однако пройти проверку очень непросто. Для этого нужно либо писать абсолютно самостоятельно, без использования каких-либо источников, либо уметь использовать методы повышения уникальности. Чтобы написать работу самому, нужно много времени. […]