При написании дипломной работы в первую очередь важно определить актуальность исследования – именно так думают многие студенты. Но никакой актуальности не будет, если первоначально не задуматься о проблеме ВКР. Обратитесь к рефлексии и подумайте: зачем я пишу диплом? Для чего? Что нового и интересного я могу дать науке? И только определившись вы убедитесь, что выбранная вами тема стоит того.
В статье мы обсудим, где эту проблему взять, решим, почему большинство ВКР не имеет цели и смысла, а также дадим готовые примеры формулировки проблемы по разным специальностям.
Содержание
Проблема исследования в дипломе – что это и зачем нужно
Примеры проблемы исследования по разным специальностям
Актуальность и проблема исследования: отличия и что важнее
Итоги
В каждой хорошей дипломной работе обязательно нужна проблема, иначе нет надобности тему раскрывать. И найти её абсолютно легко и просто, ровно также, как и в реальной жизни. Что такое проблема? Это какая-либо ситуация, которая требует решения. И у каждого человека свои проблемы на жизненном пути. Давайте представим, что вам задали прочитать книгу, чтобы подготовиться к обсуждению на занятии. В чём проблема? Да в том, что книгу придётся читать. А вам невероятно лень и вы хотите отдыхать. Но, к сожалению, есть только один путь решения вопроса – это взять себя в руки и прочесть произведение. Или можно немного смухлевать и вместо этого прочитать краткий пересказ, посмотреть экранизацию или послушать аудио-книгу. То есть вы обозначили ситуацию, подумали, как бы побыстрее её решить, и выбрали метод для реализации. В дипломе всё тоже самое. Давайте пойдём следующим путём: рассмотрим темы ВКР, которые не могут похвастаться проблемой.
Предположим, мы пишем исследование на тему «Сущность и виды права». Какая здесь может быть проблема? Её нет, потому что тема сформулирована в корне не верно. Можно с натяжкой предположить, что проблема заключается в том, что неясна сущность права и не известны его виды, но это будет наглым обманом. Комиссия, как минимум, будет знать эту тему лучше всех и не получится диплом защитить. А теперь представим другую тему, пусть это будет «Цифровизация юридической деятельности и роль искусственного интеллекта в правоприменении». Вот это уже звучит намного интереснее. Да и проблему определить довольно легко, даже далёкому от права человеку: «на данный момент не ясно, насколько качественно ИИ сможет заменить человека в области права и каковы будут последствия данной замены». И вы не соврёте, потому что нет окончательного ответа и вы своей работой можете дать новый взгляд на тему.
Какой из этого следует вывод? Как минимум, проблема зависит от вопроса исследования. Нужно правильно выбрать тему дипломной работы и до её утверждения убедиться, что проблема таки найдена. Если же нет, то придётся срочно менять тему ВКР, а порой это сделать невозможно или слишком тяжело. Так что давайте ка мы разберём, как же сформулировать проблему исследования.
Мы прекрасно понимаем, что нет никакого смысла искать проблемы на свою голову. Но, к сожалению, ВКР требует. Если вы выбрали нормальную и актуальную тему, где действительно есть что сказать, то найти проблему будет просто.
Давайте возьмём тему: «Экологические последствия урбанизации». Тема не новая, признаемся честно, но актуальность в ней присутствует. И какую бы проблему мы могли обозначить? Мы можем сказать, что «несмотря на то, что данная проблема известна и её отмечают многие исследователи в своих работах, вопрос не решается должным образом и не существует оптимальных мер по улучшению экологической ситуации. В нашем исследовании будут предложены методы решения последствий урбанизации и представлены конкретные стратегии».
Хорошо ведь звучит, верно? Во-первых, вы не стали хватать звезду с неба и честно признались, что тема не новая. Этот факт соответствует действительности. Во-вторых, вы обозначили, что проблема будет решаться и вы предложите конкретные методики. Только вот есть один нюанс. Их действительно нужно будет сформулировать и описать, а не просто заявить, что будете это делать.
А как бы звучал плохой пример проблемы в этой же теме? Неопытный студент мог бы вообще её не продумать или в худшем случае написать, что «проблема исследования заключается в том, что тема влияния урбанизации на экологию до конца не исследована». И хочется спросить, и что? Во-первых, она исследована довольно неплохо. И, во-вторых, в чём идея то? Что будет решаться в работе? Не понятно.
Запомните, что по-хорошему в любой научной работе должна быть проблема. Пишете ли вы научную статью или целую диссертацию, в ней обязана быть практическая значимость.
Чтобы понять, где пишется проблема исследования, необходимо вспомнить введение. Это один из обязательных пунктов составления и оформления дипломной работы, в котором пишутся традиционно актуальность, цель, задачи, объект и предмет. И вместе с тем там же и пишется проблема, просто её не выделяют отдельным пунктом, как ту же актуальность. Она находится между ней и целью.
В этом и заключается основная сложность написания проблемы. Студенты о ней просто не помнят и в принципе будут правы. Даже в методических указаниях довольно чётко обозначено, что проблемы во введении нет:
Но может и повезти в зависимости от университета, когда вам хотя бы косвенно намекнут на наличие проблемы:
Почему же так происходит? Всё дело в том, что в университетах привыкли выделять особое место актуальности. Мол, докажи, что тема действительно востребована, хотя бы притяни за уши, что она стоит того, чтобы о ней писать. И раз уж с актуальностью во многих исследованиях всё плохо, то о проблеме и не заикаются.
Мы ещё рассмотрим сходства и различия актуальности с проблемой, но пока мы закрепим, что она идёт перед целью с задачами:
Главное, сначала дать обоснование актуальности, а уже после обозначить проблему. Более подробно о всех других пунктах введения и о структуре ВКР вы можете узнать в нашей статье – как самостоятельно написать и оформить диплом по ГОСТ.
Как буквально можно написать проблему? Понятное дело, что буквами после актуальности, но всё же, какие формулировки лучше всего для этого подойдут? Можно начать с вполне простого:
Единого регламента нет. Главное, чтобы было понятно, что именно здесь вы пишете о решаемом вопросе. Это можно сделать открыто, как, например:
А можно выбрать какие-либо конструкции на свой вкус:
Далее мы вместе с вами рассмотрим несколько специальностей в которых определим проблему. Вы сможете использовать данную инструкцию, как руководство к действию, или даже позаимствовать готовые решения, если тема подходит. Но не забывайте о том, что придётся повысить уникальность текста. Брать слово в слово нельзя.
Мы взяли за основу самые популярные направления обучения в университетах. Мы уверены, что вы и сами в состоянии проблему обрести. А если не умеете, то придётся научиться. Всё дело в том, что именно от обозначения данного пункта зависит ответ на вопрос «о чём нужно писать в ВКР?». Поэтому не верьте тем, кто говорит, что важна лишь актуальность. Это огромное заблуждение, ведь оно, по факту, ничего не говорит о теме работы.
В данном направлении работают не только стереотипные кодеры и айтишники, а разносторонние люди, которые хотят привнести в мир что-то новое. И среди тем встречаются довольно амбициозные вопросы, в которых за «проблемой» далеко ходить не нужно. Например, возьмём такое исследование «Применение машинного обучения для анализа медицинских изображений в рентгенологии». Вопрос затрагивает сразу две специальности – информатику и медицину, но упор поставлен в первую очередь на анализ специального ПО.
Вы можете сказать, что тема актуальна, поскольку люди массово прибегают к медицинским услугам и рентген-технологии помогают определить заболевания на ранних этапах. А в качестве проблемы можно сказать: проблема нашего исследования заключается в том, что рентген-технологии стоят дорого, чтобы внедрять в них новые технологии и не хватает мощностей для обработки больших объёмов информации. Вместе с тем также необходимо учитывать конфиденциальность пациентов и соблюсти этические аспекты при внедрении машинного обучения.
Рассмотрим другой пример. Тема: «Разработка системы алгоритмов для индивидуального образования школьников». В актуальности можно сказать, что многие дети находятся на домашнем обучении или имеют обстоятельства, которые не могут позволить получать знания в стандартной форме. Специально для этого требуется усовершенствовать систему алгоритмов, что позволит сделать образование доступным всем и каждому.
Это была только актуальность. Номинально проблема есть, но она слишком эфемерная – помочь сделать образование доступным. И мы можем сказать, что сложно продумать рекомендательные алгоритмы, которые бы чётко отвечали запросам каждого школьника с учётом индивидуальных интересов. Также не совсем ясно, как оценивать знания обучающихся, учитывая, что они не имеют возможности присутствовать на занятии в стандартном понимании этого слова. А также существует риск утечки персональной информации школьников при использовании технологий.
Согласитесь, ничего сложного нет. Осталось лишь действительно предложить пути решения вопросов. Не бойтесь, если ваши рекомендации окажутся слишком наивными или слишком банальными. Главное показать, что ваша голова работает.
В специальностях, которые очень распространены и являются чуть ли не самыми популярными у студентов, порой найти актуальность, а уж тем более проблему становится тяжело. Допустим у нас есть тема: «Анализ влияния цифровых технологий на малый бизнес». Востребованность темы обусловлена внедрением современных технологий в бизнес. Но актуальность – это не проблема. Думаем и делаем выводы: проблема исследования заключается в том, что существуют определённые трудности в сборе и анализе информации о деятельности предприятий малого бизнеса. Также стоит учитывать, что рынок быстро меняется и данные быстро становятся неактуальными. Эти проблемы вы и будете решать в дипломе.
Возьмём другую тему: «Анализ экономической эффективности использования возобновляемых источников энергии». Звучит круто, модно, молодёжно. Но что с проблематикой? Вы можете отметить, что инфраструктура многих российских городов не позволяет оптимизировать использование возобновляемых ресурсов. К тому же огромные затраты на внедрение новых технологий могут не обвенчаться успехом, что повлияет на окупаемость проекта.
Иными словами, вы будете пытаться решить проблему и станете предлагать, как ситуацию улучшить. Или можете полностью поставить крест на подобных разработках.
У юристов всё стандартно — работа с законами. А это не так просто, как кажется, и найти с каждым годом всё более интересную тему для ВКР тяжело. Но мы всё же попробуем.
Возьмём такую тему: «Право интеллектуальной собственности в сфере цифрового искусства». Вопрос действительно актуальный во времена, когда много творческих людей публикует свои работы, но часто сталкиваются с плагиатом. Собственно, проблема и заключается в этом. Мы можем сказать:
Проблема нашего исследования заключается в том, что в современных условиях появляется много продуктов цифрового творчества, а законодательство не имеет нормативно-правовой базы, которая могла бы помочь отстаивать права пользователей и бороться с плагиатом.
Или другая тема: «Проблемы семейного права на примере бракоразводного процесса». Да, казалось бы, тема стара как мир. Ежегодно множество людей разводятся и обретают новые семьи. Но ведь не сложно догадаться, что проблемы до сих пор существуют и порой легче забить, чем проходить через муторную процедуру расторжения брака. Поэтому
Проблема состоит в том, что при процессе развода бывшие супруги хотят как можно быстрее пройти этапы бюрократии. Но вместо этого им приходится сталкиваться с большим количеством соглашений, как, например, раздел имущества, опека над детьми, определение суммы алиментов. В особо сложных случаях гражданам приходится терпеть огромные финансовые потери, нанимать адвокатов.
Пусть вопрос не шибко актуальный и не может похвастаться внедрением высоких технологий, но это то, что волнует миллионы граждан не только в нашей стране. А стало быть, проблема ещё не решена.
Никакая тема по психологии, пожалуй, не способна потерять в актуальности, ведь с каждым годом становится всё больше желающих вылечить душу и избавиться от тревог. Но ведь проблемы то не новые. Казалось бы, тревожность, конфликт отцов и детей, токсичные отношения – это всё было, есть и будет, уже должен был выработаться алгоритм действий, как поступать в сложных ситуациях. Но это не так работает.
Тема: «Влияние Интернета на социализацию подростков». Кажется, только ленивый эту тему не обозревал, но из раза в раз в СМИ то и дело появляются случаи, где описывается, как Сеть развращает, заставляет детей лениться и пропагандирует сомнительные ценности. Так что, проблема уже есть. Она заключается в том, что подростки уделяют огромное количество времени нахождению в социальных сетях, где не всегда опекуны могут контролировать поступающую информацию. Более того, частое общение в социальных сетях и отсутствие реального живого взаимодействия мешает развитию навыков коммуникации.
Или такой вопрос: «Проблемы адаптации студентов в университете». Про школьников пишут часто, а вот про бакалавров – нет. А между прочим здесь проблемы такие же. Поэтому вы можете сказать, что проблема заключается в том, что существует крайне малое количество методик адаптации студентов к обучению в ВУЗе. В университетах недостаточное количество массовых мероприятий, нацеленных на общение, на поддержку товарищества и дружбы.
Не забывайте с умом выбирать вопрос для ВКР. Специально оставим ссылку на статью с готовыми, актуальными и интересными темами для диплома по психологии.
В педагогике можно найти множество интересных и вечных вопросов, которые так и не были до конца решены.
Тема: «Игровая деятельность, как способ обучения школьников младших классов русскому языку». В качестве проблемы можно сказать, что в педагогическом кругу крайне редко используют игры и интерактивное обучение, к тому же относятся к ним с крайним пренебрежением. Традиционно считается, что в школе нет места развлечениям, а дисциплина и порядок стоят на первом месте. В нашем исследовании мы предлагаем эффективные методики обучения русскому языку, которые могут заинтересовать, как учителя, так и детей.
Возьмём другой вопрос: «Проблема экологического образования в школах России». Тема актуальная, сейчас как никогда стараются обратить внимание на окружающую обстановку, прививают детям любовь к природе и стимулируют их выходить на субботники. Поэтому вы можете сказать, что проблема заключается в том, что в программе обучения нет достаточного времени для проведения эко-уроков, не сформирована единая база, методика, которая позволила бы вести предмет максимально эффективно. И конечно же, по итогу вы должны предложить свои наработки и высказать точку зрения.
Темы дипломов по медицине – это, конечно, отдельная вселенная. Здесь не получится просто придумать лёгкую тему и написать как попало проблему. Надо поразмышлять.
Ну хорошо, возьмём тему – «Риск развития сердечно-сосудистых заболеваний: влияние генетических факторов». Можно отметить, что сердечно-сосудистые заболевания становятся всё более частой практикой в медицине, но существует недостаточное количество исследований, как именно гены влияют на развитие недугов.
Или иной вопрос: «Роль физиотерапии в физическом и психологическом восстановлении после травм». Звучит немного топорно, но всё же проблема в том, что благоприятное физическое влияние физиотерапии неоспоримо, но также необходимо в особых случаях оказывать пострадавшим психологическую поддержку, что также может позитивно отразиться на восстановлении организма.
Несмотря на то, что обучение в медицинском – это невероятный титанический труд, а защитить диплом сравни подвигу, зато темы даже заезженные будут актуальны всегда, пока люди болеют.
Что только не было сказано о туризме. Уже кажется, что статей, блогов, телепередач на тему путешествий выпущено так много, что свои пять копеек вставить негде. Но всё же придётся попытать удачу.
Например, с недавних пор в России стал особенно актуален туризм внутри страны. А он имеет небольшие проблемы, которые можно улучшить. Допустим будет тема: «Повышение уровня привлекательности Уфы, как города с туристическим потенциалом». Актуальность есть? Есть. А что по проблемам? Например, вы можете сказать, что в Уфе недостаточное количество развлечений внутри города, бизнес не отлажен, а спрос не столь большой, как хотелось бы. И разумеется вы в ВКР предлагаете, что нужно сделать, чтобы проблемы решить.
Или пусть будет другой вопрос: «Проблема конкурентоспособности регионального бизнеса туристических услуг перед мировым». Опять же, ни для кого ни секрет, что часто бывает огромное желание путешествовать по необъятной Родине, но цены заставляют взглянуть на заграничные предложения. А это огромное упущение для туристического бизнеса в регионах. И вы можете предложить методы стабилизации цен для повышения привлекательности отдыха внутри страны.
Туризм действительно является востребованной темой. Очень тяжело найти достойные темы, поскольку те же передачи, блоги, блогеры, опытные путешественники быстро реагируют на актуальные вопросы и оставляют студентов не у дел. Но даже из, казалось бы, банальной темы можно вытянуть проблему и решить её хотя бы на словах.
Журналистика – крайне креативная и творческая специальность, а выбор тем напрямую зависит от личных предпочтений студента. Здесь есть возможность как уйти в глубокое теоретическое исследование, как, например, анализ очерков, произведений. Но и можно уйти в полнейший креатив, создать свой новостной сайт, придумать программу и много что ещё. Для наглядности можете посмотреть на самые лучшие темы для диплома по журналистике.
Возьмём теоретическую тему: «Кодекс профессиональной этики журналиста – проблемы и перспективы использования в современном мире». Хорошая тема, поскольку с каждым годом журналистам становится всё сложнее придерживаться моральных, этических принципов настоящей, профессиональной журналистики. И всё чаще приходится опираться на слухи, тайную съёмку, незаконную запись разговоров и так далее. Следовательно, проблема заключается в том, что правила и постулаты этического кодекса не могут соблюдать в условиях современности, поскольку мир изменился и сейчас недостаточно придерживаться установленных ранее правил. И вы можете предложить новые пункты в кодексе или убрать те, что считаете ненужными в нынешних реалиях.
Теперь для творческого анализа выдвинем запрос: «Создание современного СМИ для подростков». Вот так вот кратко. И в проблеме вы можете выделить, что существует недостаточное количество интересных, современных и технологичных сервисов для подростков, где они могли бы получать новые знания и общаться друг с другом без риска получения негативной, неприемлемой информации.
Не бойтесь брать сложные темы, ведь именно в них обязательно будут проблема и отличная актуальность. Если же вы будете брать что-то слишком банальное, то об этом писать будет не интересно вам самим.
На фоне политических и экономических событий, меняющих мир, тема международных отношений будет всегда актуальна. За примерами далеко идти не придётся. Допустим, у нас тема: «Способы регулирования региональных конфликтов с помощью международных организаций». Например, можем сказать, что международные собрания излишне заняты решениями и обсуждениями мировых конфликтов и уделяют недостаточное внимание локальным кризисам, которые также требуют немедленного реагирования.
Можно уйти и в совмещение специальностей, например, «Международные организации по регулированию контента, предоставляемого СМИ». В качестве проблемы будет достаточно рассмотреть международный опыт фильтрации информации в прессе, а также проанализировать с помощью каких законов и организаций информация проходит проверку на качество.
Международные отношения не замыкаются только лишь на политике и на глобальных, самых острых конфликтах. Организаций и групп достаточно во всех областях человеческих интересов.
И завершает наш цикл проблем экологическая тема. Вы могли заметить, что мы уже обсуждали данный вопрос, рассматривая сферу педагогики. Это нормально. Как мы уже и сказали, вы можете совмещать в теме разные специальности, только не забывайте, какая из них у вас главная.
К примеру, если мы опять возьмём тему диплома «Развитие экологического образования у младших школьников», то мы не должны забывать, что проблема в первую очередь должна быть сфокусирована на экологии, а не на недостатках образовательной системы. То есть, вы можете сказать, что проблема заключается в том, что с каждым годом экологическая обстановка в мире становится хуже, поэтому необходимо прививать детям с первых классов любовь к окружающей среде.
Или можно не уходить в область другого знания, а сфокусироваться лишь на актуальных темах современности: «Негативное влияние мазута на водные ресурсы планеты: анализ и методы решения проблем». Вы можете перечислить, какие существуют последствия от недобросовестного отношения к водным ресурсам, как для человека, так и для окружающей среды, на основе последних новостей.
Наши примеры наглядно показывают, что найти проблему можно где угодно, было бы желание. Но главное помнить, что актуальность – это не есть проблема. Пусть они и тесно связаны, но необходимо отличать первое от второго.
Давайте чуточку отойдём в сторону от академических знаний и на примерах из реальной жизни подумаем, чем же актуальность отличается от проблемы. Например, что сейчас особенно интересует людей? Допустим, экономика, политика, санкции, международные отношения, низкие зарплаты, безработица, мигранты и список можно перечислять до бесконечности. И разумеется, раз это всё волнует людей, то актуальность неоспорима. Но в них нет никакой проблемы. Точнее, их слишком много.
Допустим, мы возьмём сферу заработных плат. В этой весьма актуальной теме может быть множество проблем, которые применимы к разным специальностям в университете:
Смотрите сколько проблем мы нашли из одной лишь актуальной темы. Актуальность очень легко описать и при желании даже в самой заурядной теме её легко добыть. А вот проблему просто так не найдёшь. Только если вопрос действительно уникальный и волнует не только академическое сообщество, но и обычных граждан.
Итоги
Теперь вы имеете полное представление о том, как найти и написать проблему исследования в дипломной работе. Не забывайте, что она находится во введении и что её обязательно нужно обозначить, даже если в методических указаниях явно не написано об этом. Потому что ВКР без проблемы и предложенных вами рекомендаций по её решению – это пустая трата времени и сил. И конечно же именно проблема наглядно демонстрирует, актуальную вы тему для диплома выбрали или решили пойти по пути наименьшего сопротивления.
Автор статьи: А.Р. Акуличева, магистр по направлению «журналистика», УУНиТ.
Многие абитуриенты не могут определиться с тем, куда им поступать – на специалитет или бакалавриат. Зачастую это связано с тем, что они не видят разницы между этими направлениями обучения. Большинство и вовсе различают их лишь по количеству лет, которые нужны провести в университете. На самом же деле отличий масса и о них мы расскажем […]
Сейчас многих интересуют бесплатные курсы для студентов, поскольку популярность самообразования с каждым годом только растет. Все больше молодых людей стремится к саморазвитию и осваивает множество разнообразных профессий дополнительно к их специализации. Это связано с тем, что на рынке труда сейчас в большей степени ценится многозадачность и наличие гибких навыков. В нашей статье мы представим […]
Каждому студенту хочется больше зарабатывать. Однако принимать студентов очной формы обучения хотят далеко не все работодатели. Поэтому соискателям приходится думать, как заработать. Одним из лучших вариантов является фриланс. Это одновременно работа на себя, но и на заказчика, т.е. платить студенту точно будут. Тем не менее перед тем, как начать зарабатывать миллионы рублей, он […]